- СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА
- – одна из самобытных школ, главная задача которой – поиск практических мер и путей для преодоления кризисов и безработицы. Сложилась в начале 1930-х гг. в условиях мирового экономического кризиса 1929–33. Наиболее видные представители: Г.К. Мюрдаль, Э. Линдаль, Б. Улин, Э. Лундберг и Д. Хаммаршельд. Развитие С. ш. шло параллельно становлению и развитию кейнсианства. Обе школы анализировали капиталистическую экономику с точки зрения ее общих закономерностей, основное внимание уделяли макроэкономическим категориям. Как и кейнсианцы, экономисты С. ш. отрицали возможность автоматического восстановления экономического равновесия после того, как нарушается равенство совокупного спроса и предложения, обнаруживается несоответствие между объемом инвестиций и сбережений. Они подчеркивали, что неравновесие имеет тенденцию к стихийному увеличению до тех пор, пока банки, распределяющие кредит, не примут необходимых мер. В экономической литературе эта трактовка получила название принципа кумулятивного развития. Применяя понятие антиципирования (предвосхищения, учета влияния ожидаемых результатов предпринимательской деятельности на реальные экономические процессы), представители С. ш. различали перспективные (ex ante) и ретроспективные (ex post) оценки предпринимателями цен, доходов, возможностей реализации, риска отдельных операций и т. д. Антиципации (ожидания) они трактовали как один из главных факторов, определяющих общий ход воспроизводства. Центральное место в разработке антикризисных мероприятий С. ш. занимают мероприятия кредитно-финансовой политики центрального банка. Они считали, что антикризисное регулирование через бюджетную и налоговую политику государства следует осуществлять главным образом в условиях нарастания угрозы кризиса. Современная С. ш. близка неоклассическому синтезу.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.